Рейтинг@Mail.ru
Seo анализ сайта
Яндекс.Метрика


Историческая
филлумения


http://www.fillumenistika.ru/


Всего представлено:
1319
этикеток

Правильный CSS!

Статьи

"Сфинкс" №4

"Ошибка? Ошибка!" (Исследование темы графических и текстовых ошибок на спичечных этикетках)
(А. Ченцов)

  В конце прошлого года на форуме сайта «Отечественные спичечные этикетки» (http://www.matchlabels.ru) как-то речь пошла о сувенирной серии «Бородино 1812» (1976). Там завязался интересный диалог:
 Герц: «… вот вам задачка: в наборе имеется довольно грубая фактическая ошибка. Кто ее отыщет?»
  alexa: «Вероятно, Кутузов без глазной повязки ...»*
  Герц: «Алекса, мимо! (хотя, может быть, это вторая???)»
  alexa: «Думаю, пришло время узнать у Герца, что за грубая ошибка в серии Бородино»
  Герц: «Барклай-де-Толли - Михаил Богданович, а на этикетке он "М.В."
  Кто-то может сказать: «Ну и что? Ну, без повязки, и букву случайно перепутали – что с того?». В этом как раз и суть, что мы, коллекционеры, не только коллекционируем, но и изучаем филуменистический материал. Для кого-то этикетка – это только кусочек бумаги, на которой что-то там нарисовано, но для истинного коллекционера – это кладезь информации. И иногда эта информация может быть очень интересной, если она связана с какими-либо ошибками при типографском наборе или по невнимательности художника. Такие случаи в практике очень редки, но тем и интереснее, когда обнаруживаешь такие «ляпы».
  Сходные «упущения» бывают не только в филумении. Они встречаются и в бонистике (вспомните 500-рублевую российскую купюру, где под памятником Петру I указан город Архангельск, хотя в действительности этот памятник находится в Таганроге), нумизматике, филателии. Есть коллекционеры «ляпов» в художественных фильмах. Например, в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» было отмечено свыше 30 различных ошибок.
  После случая с «Бородино» я сразу вспомнил о статье П. Янколовича «Зеркальная «Аврора», опубликованной в «Невском филуменисте» №9, 2005. Там описывается одна полиграфическая ошибка, которую допустили при печати сувенирного набора «Ленинград» (1982). Автор пишет:
  «… в этом наборе одна странность, на которую никто из филуменистов, а главное ленинградцев, похоже, до сих пор не обращал внимания: при печатании оборотки к гроссу полиграфисты допустили ошибку, напечатав изображение в «зеркальном» варианте. Самое забавное, что на форматной этикетке набора помещен тот же самый снимок, но изображение здесь уже не «зеркальное», а истинное».
  Действительно, удивительный казус. Ведь прежде, чем отдать серию в печать необходимо пройти множество инстанций и согласований, одобрить и утвердить каждый рисунок на этикетке. И этим были заняты множество ответственных должностных лиц, но как мы видим, неусыпное, бдительное око чиновников все же давало промашку.
  Много ли еще таких «ошибочных» этикеток существует на сегодняшний день в мире филумении? Бесспорно, не один десяток. Некоторые ошибки художников явно бросаются в глаза, другие обнаруживаются при более детальном изучении. Возможно, уважаемые читатели и сами обращали внимание на такие ошибки.
  Вот несколько примеров, где были допущены разной степени ошибки.
  На этикетке из серии «День шахтера» (1970) объемность звезды создают свет и тень. Но приглядитесь, правильно ли художник воссоздал эту объемность? Конечно же, нет. Непонятно, где расположен источник света – грани звезды освещаются и слева, и справа, в общем, со всех сторон. То же можно сказать и о тенях. Более правильной такая звезда должна выглядеть, как показано на рисунке справа.
  На этикетке из серии «Москва» (1958) (рис. слева) ошибка при изображении моста явно бросается в глаза. Скорее всего, художник рисовал этот мост не с натуры. Посмотрите на затененную часть арки моста. Она должна быть не справа, а слева. Иначе теряется перспектива изображения, т.к. неясно какая часть моста ближе к зрителю, а какая уходит вдаль. На рисунке справа я изобразил несуществующую, но более правильную этикетку с этим же мостом. Кстати, как изображается «правильный» мост вы можете посмотреть на этикетках серии «Мосты Москвы» (1961).
  На этикетке из серии «Спорт» (1961) изображен спортсмен по прыжкам с трамплина. Интуиция вам подсказывает, что что-то здесь не так. Если бы прыжок действительно совершался в такой манере, то прыгуну были бы гарантированы переломы конечностей и длительный отдых в оздоровительном учреждении. Спортсменом нарушены все принципы теории аэродинамики: высокая стойка, наклон корпуса и неестественно вытянутые вперед руки.
  Ошибки встречаются не только графические, но и текстовые. На этикетке из серии «40 лет Таджикской ССР» (1964) изображен Гидромелиоративный техникум, г. Душанбе. Ошибка почти незаметна, но те, кто разбирается в орфографии, сразу заметит, что вместо буквы «е» в слове «мелиоративный» стоит буква «и».
  Уверен, приведенными примерами филуменистических казусов тема не ограничивается. Уважаемый читатель и сам сможет найти в своей коллекции не менее интересные образцы «творчества» художников и полиграфистов.
  Настоящей статьей я вовсе не хочу бросить тень на благородный труд работников спичечной промышленности. Наоборот, ведь именно они дают нам возможность иметь и приумножать наши коллекции. Я просто хочу призвать всех коллекционеров, особенно начинающих, внимательно изучать свои этикетки. Необходимо не только содержать коллекцию, но и узнавать как можно больше об объектах, изображенных на этикетках, используя более подробную информацию из различных источников.

  * М.И. Кутузов действительно потерял глаз еще задолго до Бородино. Это случилось 24 июля 1774 года, когда он воевал (с 1772 г.) в Крымской армии. При ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен – пуля через левый висок вышла у правого глаза. (Информация из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»).