Статьи
"Сфинкс" №4
"Ошибка? Ошибка!" (Исследование темы графических и текстовых ошибок на спичечных этикетках)
(А. Ченцов)
В конце прошлого года на форуме сайта «Отечественные спичечные этикетки» (http://www.matchlabels.ru) как-то речь пошла о сувенирной серии «Бородино 1812» (1976). Там завязался интересный диалог:
alexa: «Вероятно, Кутузов без глазной повязки ...»*
Герц: «Алекса, мимо! (хотя, может быть, это вторая???)»
alexa: «Думаю, пришло время узнать у Герца, что за грубая ошибка в серии Бородино»
Герц: «Барклай-де-Толли - Михаил Богданович, а на этикетке он "М.В."
Кто-то может сказать: «Ну и что? Ну, без повязки, и букву случайно перепутали – что с того?». В этом как раз и суть, что мы, коллекционеры, не только коллекционируем, но и изучаем филуменистический материал. Для кого-то этикетка – это только кусочек бумаги, на которой что-то там нарисовано, но для истинного коллекционера – это кладезь информации. И иногда эта информация может быть очень интересной, если она связана с какими-либо ошибками при типографском наборе или по невнимательности художника. Такие случаи в практике очень редки, но тем и интереснее, когда обнаруживаешь такие «ляпы».
Сходные «упущения» бывают не только в филумении. Они встречаются и в бонистике (вспомните 500-рублевую российскую купюру, где под памятником Петру I указан город Архангельск, хотя в действительности этот памятник находится в Таганр
После случая с «Бородино» я сразу вспомнил о статье П. Янколовича «Зеркальная «Аврора», опубликованной в «Невском филуменисте» №9, 2005. Там описывается одна полиграфическая ошибка, которую допустили при печати сувенирного набора «Ленинград» (1982). Автор пишет:
«… в этом наборе одна странность, на которую никто из филуменистов, а главное ленинградцев, похоже, до сих пор не обращал внимания: при печатании оборотки к гроссу полиграфисты допустили ошибку, напечатав изображение в «зеркальном» варианте. Самое забавное, что на форматной этикетке набора помещен тот же самый снимок, но изображение здесь уже не «зеркальное», а истинное».
Много ли еще таких «ошибочных» этикеток существует на сегодняшний день в мире филумении? Бесспорно, не один десяток. Некоторые ошибки художников явно бросаются в глаза, другие обнаруживаются при более детальном изучении. Возможно, уважаемые читатели и сами обращали внимание на такие ошибки.
Вот несколько примеров, где были допущены разной степени ошибки.
На этикетке из серии «День шахтера» (1970) объемность звезды создают свет и тень. Но приглядитесь, правильно ли художник воссоздал эту объемность? Конечно же, нет. Непонятно, где расположен источник света – грани звезды освещаются и слева, и справа, в общем, со всех сторон. То же можно сказать и о тенях. Более правильной такая звезда должна выглядеть, как показано на рисунке справа.
На этикетке из серии «Спорт» (1961) изображен спортсмен по прыжкам с трамплина. Интуиция вам подсказывает, что что-то здесь не так. Если бы прыжок действительно совершался в такой манере, то прыгуну были бы гарантированы переломы конечностей и д
Ошибки встречаются не только графические, но и текстовые. На этикетке из серии «40 лет Таджикской ССР»
Уверен, приведенными примерами филуменистических казусов тема не ограничивается. Уважаемый читатель и сам сможет найти в своей коллекции не менее интересные образцы «творчества» художников и полиграфистов.
Настоящей статьей я вовсе не хочу бросить тень на благородный труд работников спичечной промышленности. Наоборот, ведь именно они дают нам возможность иметь и приумножать наши коллекции. Я просто хочу призвать
* М.И. Кутузов действительно потерял глаз еще задолго до Бородино. Это случилось 24 июля 1774 года, когда он воевал (с 1772 г.) в Крымской армии. При ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен – пуля через левый висок вышла у правого глаза. (Информация из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»).